ЗАИКАНИЕ. Что это? Как оно выглядит? Как не допустить?
Написал(а): Джамал Казимагомедов 2 года, 11 месяцев назад
Известно ли вам друзья, что заикание является одним из самых распространённых речевых расстройств. На сегодняшний день во всем мире заикается около 1—1,5 % взрослых и 2-3% детей. Известно оно человечеству давно, с тех пор как жили те самые Гиппократ, Геродот и Плутарх, а это как никак V век до н.э.
Так что же такое заикание?
Если убрать все умные и сложные медицинские термины, то можно описать заикание как комплексное заболевание, проявляющееся в нарушении ритма и плавности речи, причиной которым, в свою очередь, служат разнообразные прерывания, продлевания или повторения отдельных слогов и звуков. Почему возникает заикание? Теорий, объясняющих механизмы возникновения заикания огромное количество. Но как, я уже упомянул выше, не буду нагружать вас, дорогие читатели, заумными словами. Самих причин и провоцирующих факторов очень много: наследственная предрасположенность, неблагоприятные условия жизни и работы матери во время беременности, родовые травмы, черепно-мозговые нарушения и травмы, перенесенные инфекционные заболевания, психотравмы (испуг, конфликты в семье и т.д.), органическое поражение центральной нервной системы и многие другие.
Исходя из этого, делайте важные выводы:
1. Будущие отцы! Обязательно проявляйте чуткую заботы по отношению к беременной жене. Не позволяйте ей волноваться, оберегайте от чрезмерных эмоциональных переживаний
2. Будущая мама! Веди здоровый образ жизни, следи за питанием, а оно должно быть правильным – сбалансированным по важным для самой мамы и ребенка микроэлементам и витаминам.
3. В семье важно снизить (а лучше вообще не практиковать!) количество конфликтов, ссор, ругани, криков и т.д. Это всё является потенциальной причиной, способной напугать ребенка, а в дальнейшем привести к различным неврозам, в том числе и заиканию.
4. Интеллектуальные нагрузки должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка. Не надо его нагружать и пытаться сделать Эйнштейна или Теслу. Чаще всего заикание возникает у ребенка от 2 до 6 лет. Именно в этот период родители начинают затаскивать ребенка во все 100500 центров в городе. НЕ НАДО! Мудрый родитель наблюдает за своим чадом, распознает его таланты и отправляет его туда, где их можно раскрыть. Плюсаните к этому стандартную программу развивающих занятий и подготовки к школе. Этого будет достаточно!
5. Ваш ребенок может задержаться в речевом развитии. А потому, ПОМНИТЕ - не пичкайте его огромным количеством всевозможных стимулирующих препаратов с целью активизации его речи. Консультируйтесь с врачами (а лучше с несколькими) – они помогут подобрать оптимальный вариант лечения (если оно будет необходимо). Часто, это может быть особенность вашего ребенка – ЗАГОВОРИТЬ ЧУТЬ ПОЗЖЕ. И не страшно! Вреда от этого никакого не будет. Кстати, мальчики вообще и дети с развитым правым полушарием (так называемый художественный тип) имеет склонность активно говорить позже обычного – к 3-4 годам! Позвольте себе довериться природе!
Как проявляется заикание?
Я выше указал на тот факт, что заикание – это речевое расстройство. Но если мы будем говорить о его клинических проявлениях, то спектр проявления будет многообразен. В первую очередь, заметными могут быть запинки.
Известны два основных типа:
- клонические (для них характерно многократное повторение звука или слога, чаще в начале слова): «п-п-п-п-папа» или «па-па-па-папа»;
- тонические (характеризуются длительным по времени напряжением мышц при определенном звуке или слоге; речь в этот момент отсутствует, но можно наблюдать напряжение и покраснение шеи и лица): «п…папа».
Можно отметить, что, пытаясь эти запинки преодолеть, дети могут топать ногами, напрягать руки, хлопать ими по бедру. Причем, им кажется, что эти движения помогают справиться с заиканием, и потому, в дальнейшем, могут переходить во вредную привычку, которая, к сожалению, не способствует облегчению речи, но делает еще более тяжелой клиническую картину.
Взрослея, к вышеперечисленным признакам добавляются психологические. Так, школьники, предвидя и ожидая речевые запинки в процессе общения, неосознанно взывают у себя отрицательные эмоции. В совокупности всё это приводит к навязчивым страхам речи и снижению речевой активности. Нереализованная потребность в речевом общении вызывает такие состояния как эмоциональная угнетенность, раздражительность, отчаяние, повышенная психическая истощаемость.
Потому, очень важно своевременно начать курс реабилитационных мероприятий для коррекции речи при заикании. Начинать следует с посещения логопеда, который определит направления работы и грамотно составит план занятий, который родители могут проводить с ребенком индивидуально в домашних условиях. При необходимости можно обратиться к психологу.
Продолжение следует…